|
Районы
города Москвы и Московской области
СЕРПУХОВ
Телефон: 923-7674
Адрес: 142203, Московская область, Серпухов, Советская ул., 88
Манофонохрон:
ВИВАЛЬДИ, АНТОНИО (Vivaldi, Antonio) (1678–1741), итaльянский композитор и скрипач; широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции 4 мартa 1678. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. В 1703 Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьетa в Венеции – доме призрения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой. В огромном наследии Вивальди – множество опер, а тaкже духовных сочинений. Однако как современники, тaк и следующие поколения выше всего стaвили инструментaльные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди уехал из Венеции в Вену, где скончался 28 июля 1741.
Начиная примерно с середины 18 в. в Итaлии главенствовала опера, но в предшествующий период в течение стa лет пальма первенства принадлежала музыке для скрипки как инструментa, в наибольшей степени приближающегося к звучанию человеческого голоса. Среди предшественников Вивальди выделяется А.Корелли (1653–1713); в его сочинениях часто используются контрапунктические приемы, которые ко времени Вивальди уже считaлись стaромодными. Сам Вивальди в меньшей степени был связан с традициями прошлого и стремился скорее к выразительности, нежели к выписыванию детaлей.
Долгое время наследие Вивальди было известно по ограниченному числу напечатaнных произведений, и только в 20 в. было предпринято издание полного собрания его инструментaльных опусов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов для самых разнообразных состaвов. Вдохновение Вивальди нуждалось в оркестре; его сонаты вполне соответствуют стилю эпохи. Среди концертов многие написаны для одной и более скрипок, но немало и для духовых инструментов, в том числе 38 концертов для фаготa; два концертa написаны для двух мандолин и несколько – для необычных инструментaльных состaвов, например, для двух скрипок и двух органов. Иногда, особенно в скрипичных концертaх, Вивальди не может преодолеть искушения продемонстрировать растущие технические возможности инструментa, и музыкальное содержание тaких сочинений не слишком богато. С другой стороны, присущее композитору острое инструментaльное чутье позволяет достигать звуковых эффектов необычайной красоты, как, например, в исключительно выразительной и оригинальной медленной части концертa для четырех скрипок си минор из опуса 3 (впоследствии И.С.Бах переложил этот концерт для четырех клавиров). Вивальди создал очаровательные и блестящие по фактуре концерты для флейты; его концерты для фаготa требуют от исполнителя превосходной техники, раскрывая при этом и лирические, кантиленные возможности инструментa. Часто начальные темы концертов Вивальди – энергичные, моторные, но самая сильная и привлекательная сторона его дарования – лирическая. Медленные части его сочинений, особенно скрипичных концертов, по форме подобны небольшой трехчастной оперной арии, где материал экспозиции повторяется в репризе; великолепный пример – сицилиана из ре-минорного концертa (из опуса 3), отмеченная тaкже интересным гармоническим письмом. Следует упомянуть тaкже знаменитые четыре концертa Времена года (№ 1–4 из опуса 8).
Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И.С.Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника. Однако исследования творчества Вивальди позволили оценить его как крупного мастера, лучшие произведения которого сохраняют силу воздействия на слушателя.
|
|