Алексеев
Александр Емельянович (1891-1975) – Leningrad.
Кандидат в матера спорта СССР (КМС) по
альпинизму, начал увлекаться горами 20-х – 30-тых
годах XX
века, ходил с Б.Н. Делоне (будущим членом-корреспондентом
АН СССР, см.) и А.Д. Александровым (будущим
академиком АН СССР, см.). А.Е. Алексеев
родился в семье крестьянина Тверской
губернии. С 17-летнего возраста начал
работать в Ленинграде на заводе "Электрик"
и одновременно учится в Электротехническом
институте им. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ - ныне
Петербургский Государственный
Электротехнический Университет). Еще,
будучи студентом, А.Е. Алексеев под
руководством профессора Я.М. Гаккеля
спроектировал тяговые двигатели ПТ-100 для
первого советского тепловоза. Эти
двигатели были построены на заводе "Электрик"
и установлены на тепловозе Щ-ЭЛ-1, который 7 ноября
1924 года совершил свою первую поездку по
Октябрьской железной дороге. А.Е. Алексеев
также участвует в разработке конструкции
первых тяговых двигателей для трамвая (на
этих двигателях мы с вами передвигаемся до
сих пор…! – прим. ред.). В 1925 году Александр
Емельянович заканчивает
Электротехнический институт. Следующий
этап его инженерной деятельности связан с
заводом "Электросила", где он работает
заведующим отделом новых конструкций, а
затем техническим директором. Под
руководством А.Е. Алексеева разработаны
первенцы советской энергетики:
гидрогенераторы для Волховской, Земо-Авчальской,
Рионской, Свирской ГЭС; крупнейшие в мире в
те годы Днепровские гидрогенераторы, серии
турбогенераторов до 50 МВт и другие крупные
электрические машины, обеспечивающие
выполнение плана ГОЭЛРО (которые работают
до сих пор…!). Александр Емельянович
хорошо владел иностранными языками.
Поэтому его командировки в
электротехнические фирмы Швеции, Германии,
Швейцарии, Чехословакии, США, Франции и
других стран были весьма результативными.
Спроектированные им электрические машины
не уступали зарубежным аналогам. С 1932 года
до конца своей жизни Александр Емельянович
работает в ЛИИЖТ-е, оставаясь консультантом
по проектированию крупных электрических
машин на заводах "Электросила", а
впоследствии на Новочеркасском и
Тбилисском электровозостроительных и ряде
других. С 1936 года А.Е. Алексеев профессор,
заведующий кафедрой "Электрические
машины" ЛИИЖТ-а. В 1938 году ему без защиты
диссертации присуждается ученая степень
доктора технических наук. С1943 по 1953 годы он
декан Энергетического факультета ЛИИЖТ-а. В
годы войны А.Е. Алексеев руководил
созданием автоматической рельсосварочной
машины РКСМ-200-201. Серийный выпуск этой
машины в 1945 году имел огромное значение для
восстановления разрушенных железных дорог.
За разработку рельсосварочной машины А.Е.
Алексеев в 1949 году удостоен
Государственной премии. В послевоенные
годы А.Е. Алексеев консультировал проекты
тяговых электродвигателей для
электровозов переменного тока. Хорошие
показатели и высокая надежность тягового
двигателя НБ418К отмечена присвоением
Государственных знаков качества
электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р.
Под руководством А.Е. Алексеева созданы
первые в СССР макетные локомотивы с
асинхронными двигателями и частотным
управлением. По результатам испытаний
макетных образцов промышленностью были
созданы опытный электровоз ВЛ80А-751
мощностью 9600 кВт и опытный тепловоз ТЭ-120-001
мощностью 4000 л.с. Среди многочисленных
печатных трудов А.Е. Алексеева важнейшее
значение имеют монографии "Тяговые
электрические машины" и "Конструкция
электрических машин". Обе книги
переиздавались в СССР пять раз и были
переведены на иностранные языки. За книгу
"Конструкция электрических машин" А.Е.
Алексееву была вторично присуждена
Государственная премия (1951 г.). В 1953 году
Александр Емельянович был избран членом-корреспондентом
АН СССР и работал в институте
Электромеханики АН СССР. Яркую личность А.Е.
Алексеева отличали огромная
работоспособность, поразительная научно-техническая
интуиция, широта взглядов и
разносторонность интересов. Литература о А.Е.
Алексееве: В.В. Домбровский. Александр
Емельянович Алексеев. Л., Наука, 1988, 208 с. (Алексей
Якушев - к.т.н., доцент ЛИИЖТ-а, МС СССР по
альпинизму).
|