Интернет
- справочник.
|
|
||
Александров
Александр Данилович (1912-1999) – Ленинград.
Родился в дер. Волынь, Рязанской губернии в
родовом поместье. Советский математик – крупнейший
геометр XX века, академик
АН СССР (1964), член КПСС с 1951. 1952-1964 –
ректор ЛГУ. Лауреат Государственной премии
СССР (1942), Международная премия имени
Лобачевского (1951). Награжден орденом Ленина
и др. орденами и медалями. Основные научные
достижения Александрова относятся к
геометрии поверхностей, где он открыл
методы изучения метрических свойств фигур,
породившие новый объект исследования –
нерегулярные метрические многообразия,
более общие, нежели римановы пространства.
Эти методы существенно расширили область
геометрических исследований и привели к
решению ряда классических проблем теории
поверхностей, а также нашли важные
применения в теории дифференциальных
уравнений и теории упругих оболочек.
Основоположник хроногеометрии, а также
автор оригинальных трудов по основаниям
теории относительности, философии науки и
создатель замечательных учебников по
геометрии для средней школы. 1929 –
поступил на физический факультет ЛГУ, где
познакомился с выдающимся математиком,
членом-корреспондентом АН СССР,
зачинателем советского альпинизма – Б.Н.
Делоне, который увлек его математикой и
горами. Первый выезд в горы – 1932
совершает первое восхождение на Суфруджу (Кавказ).
1933 –первовосхождение на Малый Домбай и
Большой Хатипары по новому пути. Не стало
препятствием и то, что он не мог определить
расстояния до ближайшего уступа, трещины, т.к.
в юности утратил бинокулярное зрение. 1934
– инструктор; в том же году в составе
университетской группы (6 человек) –
восхождения на Суган (Кавказ). 1936 – с В.
Ивановым совершает первовосхождение на
Голдор (на Кавказе в Дигории). Об этом лете А.Д.
Александров писал: «Я вспоминаю лето 1936
особенно потому, что оно было пропитано
свободой». 1937 – АД (так его называли
друзья) защищает докторскую диссертацию и
летом того же года вместе с И. Чашниковым
совершает первовосхождение
на вершину Чотчи, а с К. Пискаревым
осуществляет подъем на Бу-Ульген по
западной стене (одно из первых стенных
восхождений советского альпинизма).
Восхождения 1937 поставили Александрова в
ряд сильнейших альпинистов Ленинграда. 1940
– участвует в рекордном траверсе двух
вершин Ушбы в группе с В. Будановым (рук.), А.
Громовым и М. Потаповой. Этим траверсом
Александров завершает выполнение
мастерского норматива, но оно было
присвоено только в 1949. Во время ВОВ, когда
был объявлен набор в горные войска на
Кавказ, подал заявление в военкомат (как
альпинист с большим кавказским опытом), но
получил отказ – ему указали на то, что как
доктор наук, математик, он находится в
тыловом резерве и полезнее там. Сразу после
войны АД продолжил занятия альпинизмом. С
1946 – совершает восхождения, работает
инструктором в а/л «Алибек». Несколько
последующих лет выезжал туда же, работал
инструктором и совершал восхождения. 1950
– участвуя в траверсе массива Светгар,
подтвердил звание МС СССР. 1952 –
Александров становится ректором ЛГУ и при
его поддержке деятельность альпсекции
активизируется. 1958 – по инициативе
Александрова была организована научно-спортивные
экспедиция к легендарной пещере Мата-таш и
по поискам «снежного человека». 1960-1968 гг.
– принимал участие в научно-спортивных
экспедициях ЛГУ на Памире. 1960 – пик
Советских профсоюзов (6470 м). 1961 – пик
Николадзе (6250 м, ЮЗ Памир). 1962 –
первовосхождение на безымянный пик «6222» (ЮЗ
Памир), которому по его предложению было
дано имя «Пик Ленинградского Университета»
(пик ЛГУ). 1964 – переезжает в
Академгородок Новосибирска и ещё несколько
лет присоединяется к ленинградской
университетской сборной, хотя не совершает
значительных восхождений, делит с друзьями
высокогорный быт, создавая необыкновенно
прекрасную атмосферу дружелюбия и
благотворно влияя на ход экспедиций. 1972
– в день своего шестидесятилетия АД в
одиночку совершает восхождение на
безымянный пик в Фанских горах. 1982 –
после десятилетнего перерыва, в год 70-летнего
юбилея (!), не считаясь с последствиями
перенесенного энцефалита и слаломных травм,
несмотря противодействие КСП а/л «Ала-Арча»
(Тянь-Шань), поднялся в двойке с К. Толстовым
на пик Панфилова. (Составила Д.А. Медведева
– дочь академика). А.Д. Александров - мастер спорта СССР по альпинизму (1949). Научные труды: - Внутренняя геометрия выпуклых поверхностей, М. - Л., 1948; - Выпуклые многогранники, М. - Л., 1950. Литература: Александр Данилович Александров (к пятидесятилетию со дня рождения), "Успехи математических наук", 1962, т. 17, 6 (108), с. 171-184 (имеется список работ А.). Читайте рассказ Е.Ф. Фурмакова об Александрове Александре Даниловиче, "Один день в Фанах" ------------------------------------------------------------------------------ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АЛЬПИНИЗМЕАлександров А.Д. – академик, МС СССР1/ Как возникал и складывался в самом начале альпинизм в нашем университете (ЛГУ) в начале 30-х годов, я не знаю. Я вошел в него в 1936 г., включившись в группу из 6 человек, собиравшуюся совершись восхождение на одну снежную вершину в Балкарии (Суган) второй степени трудности, так что все участники уже должны были иметь некоторый опыт, хотя бы восхождения первой степени. Я сам занимался альпинизмом до этого уже 4 года, работал инструктором одну смену в альплагере. Гора эта расположена не в Главном Кавказском хребте. Мы дошли до нее с ишаками из Нальчика и благополучно поднялись на вершину. Только награды за восхождение, кроме самого сознания успеха, нам не досталось: вида с вершины не было - все кругом было закрыто облаками. Вернувшись в Нальчик, мы вдвоем со Славой (В.Б. Ивановым) перебрались в другой район, где сделали два восхождения из альплагеря. Потом я побывал еще в двух местах Кавказа и, наконец, в самом начале сентября соединились с Ивановым во Владикавказе и еще с двумя студентами. Когда они уехали по каким-то делам и опоздали с сроку, мы с Ивановым отправились в горы к цели восхождения - к вершине Галдор, еще никем не взятой (крайней восточной в том же гребне, где на западе находится Суган). Проехав на грузовике до долины, ведущей к горам, мы пошли уже по ней пешком. Перед главным хребтом долина поворачивала на запад вдоль бокового хребта, где-то справа на северной стороне должен был стоять Галдор. Встречая иногда одного-двух пастухов, мы спрашивали: «Где Галдор?» Нам отвечали: «Дальше». Наконец, справа из-за склона показалась острая, скальная вершина. Это и был Галдор. Поднявшись к его основанию по травянистым склонам и осыпи, мы заночевали на скалах. Утром внизу на осыпи показался медведь. Полюбовавшись им, гикнули. Он повернулся и пошел прыжками вверх по осыпи, поднялся на гребень, огляделся и исчез за гребнем. Погода испортилась. Предыдущие дни сияло солнце, а тут с утра по небу тянулись высокие, но серые плотные облака - верный признак, что погода портится основательно. Однако мы поднялись и, оставив рюкзаки, вышли на скалы к вершине. Скалы были крутые, трудные, но прочные и вполне проходимые без особых ухищрений. Через несколько часов мы достигли вершины. Она оказалась настолько крутой, что на ней негде было встать вдвоем. Но, на небольшой полочке я приметил маленькую коробку: ее оставили немцы, поднявшиеся на вершину раньше. Такое разочарование! (Хотя нам досталось первое советское восхождение, как оно оценивалось в то время). Когда мы стали спускаться, начался снегопад, все усиливавшийся. Дошло до того, что приходилось разгребать снег, чтобы ухватиться рукой за скалу. К вечеру мы спустились и уже в темноте вышли на травяной склон и попали «в гости» к пастухам. У них и ночевали. На следующий день, спустившись в долину, мы нашли сарай, в котором через день к нам присоединились оставшиеся товарищи. Но погода не исправлялась. Прождав два дня, пришлось возвращаться. Я вспоминаю то лето 1936 г. особенно потому, что оно было, мягко сказано, пронизано свободой. Она ярче всего чувствовалась в нашем с Ивановым походе на Галдор. В следующем 1937 г. был организован альплагерь (спортивного общества «Наука») в районе Теберды, на так называемой «Русской поляне», в котором главное место занимал университет. Этот же лагерь действовал в 1938 г., затем в 1939 г. и 1940 г.г. лагерь был в других местах. Никаких стеснений свободы, кроме тех, которые диктовались соображениями безопасности, не было, а материальная поддержка, оказываемая профсоюзом, давала возможность малоимущим студентам и аспирантам успешно заниматься альпинизмом. Участники лагеря и инструктора образовывали дружные, веселые компании. Альпинизм по сути своей требует товарищества: на восхождении его участники доверяют друг другу свою безопасность и при возможном или случившемся несчастье идут на помощь без разговоров. Этот дух альпинизма я попытался позже, в 1949 г., выразить в стихах «Гимна альпинистов»1/. В то время в альплагере оказался композитор Л.К. Книппер, автор замечательной песни «Полюшко-поле». Он обсуждал со мной идею положить мой гимн на музыку. Выдающийся композитор чувствовал дух моих стихов. Но, как он говорил, мешало строение стиха с лишней строчкой в середине. Позже я написал другой вариант последней строфы:
Вперед, друзья, на штурм вершин высоких! Пусть мы встречаем тысячу помех, Пусть кое-что порой «выходит боком», Пусть не ложится жизнь в размеренные строки, Пусть цели наши все еще далеки, Но в жизни, как в горах, - упорно вверх!
Так или иначе у нас были общие цели, в конечном счете - коммунистическое общество. Теперь же каждому выдвигается цель: думать о себе, о семье и ради того «греби под себя», «рви». Но в альпинизме, как он был в советское время, главное было в единстве, во взаимопомощи. Не снисхождение, благотворительность и милосердие, а единство (взаимосвязь при восхождении, на спасательных работах), естественное, как дыхание. Теперь сплошь и рядом говорят о тех годах, представляя их только в зловещих тонах, чуть ли не как каторгу, как сплошной ужас и страх. Но это неправда. Мы ходили в горы и пели песни у костров свободно и без страха, не считая, конечно, необходимого страха перед опасностями гор. Так было до войны и после нее. Важная особенность альпинизма заключается, во-первых, в том, что он включает человека в, так сказать, тесное общение с дикой прекрасной природой, открывая ему красоты и особое содержание, каких нет в других условиях. Горы можно любить, но они открываются лишь тому, кто восходит. Во-вторых, альпинизм связывает людей, участвующих в восхождениях, как я об этом уже сказал. В альплагерях 1937 и 1938 гг., я сошелся с Андреем Григорьевичем Громовым - человеком по-своему замечательным. В 1940 г. В.А. Буданов, М.М. Потапова, А.Г. Громов и я совершили траверс Ушбы (т.е. последовательное прохождение ее обеих вершин) - горы, замечательной по красоте и трудности восхождения. В те годы этот траверс оценивался как рекордное восхождение. При подъеме на Северную Ушбу я шел в связке с Громовым, и мы поочередно пробивали ступени в ее снежном гребне. Война разделила нас, но года через три после войны мы встретились снова, нас связала дружба. Он был преподавателем на кафедре физической культуры университета, был старше меня и был более опытным и более сильным альпинистом. Он был чужд спортивного тщеславия. Он любил горы. Став в 1952 г. ректором университета, я не оставил альпинизм и по-прежнему каждое лето отправлялся в горы, в альплагерь, а потом в альпинистские экспедиции на Памир. Первой была экспедиция 1960 г. с целью восхождения на пик Революции высотой почти 7000 м (6996 м), расположенного в самом центре Памира (это восхождение было бы для меня слишком трудным, я участвовал только в восхождении на вершину (6440 м) вблизи пика Революции). Начальником экспедиции был А.Г. Громов, но сам он в восхождении уже не участвовал, оставаясь в базовом лагере. Восхождениями руководил С.М. Саввон. Участниками были не только универсанты. Среди них всех Громов пользовался безусловным уважением, авторитетом и самым добрым отношением. Он не командовал, можно даже сказать, не приказывал. Но, в общем, все что он говорил, выполнялось, хотя «подчиненные» были людьми самостоятельными, с характерами. Постоянные участники экспедиций любили его, называли в просторечии «Бабай» (что по-тюркски - «дядя»). Казалось бы, ничем особенно не примечательный преподаватель физкультуры во время войны руководил лечебной гимнастикой в госпитале. Хороший альпинист, но без особенно выдающихся достижений, «без железного характера». Тайна его влияния, его власти состояла в его доброжелательности, в стремлении к справедливости - он служил делу с пониманием, бескорыстно, без заботы о собственной выгоде. Так и во всем главный принцип: любовь и понимание, обращенные на людей и дело, которому служишь.1/ Александров А.Д. Воспоминания об альпинизме в Сб. Вопросы физического воспитания студентов: СПб, Изд. СПбГУ, 1996, с. 128-131 1/ См. в – «Зачем люди ходят в горы»
------------------------------------------------------------------------------ РЯДОМ И
ВМЕСТЕ
Детьми отец никогда "не занимался". И лет до пяти, терялся в общении с внуками. Но во время каждой болезни я ждала - вот он вернулся из Университета, прошел в ванную комнату, и вот большая холодная рука легла на лоб. Он читает мне веселую и страшную сказку в стихах про царя Берендея и хитроумного Брадобрея, иногда сочиняя на ходу, поет "На диком бреге Иртыша…". И это ни на что не похоже и лучше всего. Лет с десяти каждое зимнее воскресенье мы с отцом проводим на слаломных склонах в Кавголово. За нами заезжает Михаил Иванович Шестаков - виолончелист, альпинист - один из трех, укрывавших шпиль Петропавловки в блокаду. На горе он берет меня на плечи и несется по трассе к ужасу окружающих и при одобрении отца. Себе отец это позволить не мог - в 18 лет он получил сильнейший удар по глазу, играя в футбол. Образовавшуюся катаракту удалили, но искусственных хрусталиков ещё не существовало, и он всю жизнь ходил по слаломным трассам, по сложнейшим горным маршрутам, не имея бинокулярного зрения - не имея возможности определить расстояние до встречной машины, до ближайшего уступа на скале. Сегодня его и близко бы к альпинизму не подпустили. А в нашей жизни этой проблемы как бы и не было. Если не считать проблемой сложность определения расстояния от горлышка до рюмки за праздничным столом. Подъемников на горе
тогда не было, но мы оба не тяготились
медленным возвращением наверх. Рядом с
отцом поднимались и те, с кем он ездил в
Кавголово ещё на паровичке, и студенты.
Разговоры, споры в этой органичной для него
атмосфере были радостны, а от чересчур
назойливого или занудного собеседника
всегда можно было сорваться и рвануть вниз,
"разрядившись" в стремительном крутом
повороте. В те годы, девчонкой, я очень переживала, что отец не участвовал в войне. Я понимала, что бронь - это серьёзно, но неужели он даже не пытался? Лишь недавно он в разговоре о горах, по которым так тосковал, к слову, рассказал, что когда был объявлен набор в горные войска на Кавказ, он подал заявление в военкомат как альпинист с большим кавказским опытом, но получил отказ - ему указали на то, что как доктор наук, математик он находится в тыловом резерве и полезнее там. К началу 60-х скалолазные соревнования на Карельском перешейке на майские праздники собирали несколько тысяч человек. Мы ездили туда с университетскими альпинистами, шли от станции 18 км , вместе со всеми брали штурмом вагоны. Однажды, когда мы опоздали и уже не надеялись уехать, студенты с криками: "Ректор! Ректор!" - открыли окно вагона, помогли залезть обоим. Последний раз в 1965 году "на Скалы" специально прилетали из Новосибирска. Он любил озорные студенческие песни, помнил и старинные, своей молодости, пел их и дома. Мог спеть и политическую частушку 20-х, неожиданно и смело звучавшую. А вот его "солёные" шутки я впервые услышала лишь в рассказах-воспоминаниях. Дачу в Комарово отец не признавал. Но если приезжал, то обязательно навещал Владимира Ивановича Смирнова. Не помню и не могу представить, к кому еще отец относился с таким же пиететом. С самого моего детства он брал меня с собой и уже по дороге в Академпоселок настроение и разговоры особенные. И сам Владимир Иванович, и весь строй их дома были для меня завораживающе привлекательны. Из сегодняшнего дня я вижу это как достоинство и благородство досоветских времён. А ещё я знала от папы, что В.И. - верующий. У нас дома всегда праздновали Пасху - я любила красить яйца, бабушка вынимала пасху из старинной формы, но к религии это не имело никакого отношения. Свой первый вопрос о Боге я задала сама себе, возвращаясь с папой от Смирновых. Что в моем
характере, мировоззрении, жизненных
принципах от отца просто унаследовано, а
что не воспитано даже, но воспринято,
впитано жизнью рядом, вместе с ним? Однажды, принимая делегацию из Англии, мама рассказала, что отец в молодости переводил сонеты Шекспира и стихи Киплинга. В следующий раз в Лондоне его принимали как профессионального шекспироведа. Недоразумение сразу же разрешилось, но отец был рад новым гуманитарным знакомствам. Он подружился с переводчиками "Доктора Живаго" - Максом Хэйвордом и Маней Харари, она потом бывала у нас дома. Подаренный перевод он привезёт с собой и прочтёт "Доктора Живаго" впервые по-английски. Самые яркие рассказы отца - о Страдфорде-на-Эйвоне и Шекспировском театре. Когда театр приедет на гастроли, родители, к моей жгучей зависти, пойдут на "Гамлета" и "Ромео и Джульетту", а потом и на пятидесятилетие Майкла Редгрейва. Мне придётся подрасти, прочесть пьесы уже по-английски, тогда и я пойду на "Короля Лира" и "Как важно быть серьёзным". "The Importance of Being Earnest" - начало нашей с братом любви к самому звучанию английского. Слушая пластинку с записью спектакля, отец совершенствовал своё прекрасное произношение. Голос Джона Гилгуда и сейчас слышится мне как "камертон". В Америке отец
сразу уловил звучание "американского",
со вкусом "играл" в него. Любил
рассказывать, как в аэропорту при посадке
ТУ-104 - первого в мире реактивного
пассажирского самолёта - все сбегались
смотреть на него, и отец бежал и кричал
громче всех: "Russian planе, russian planе! Impossible!
Impossible!" - весьма по-американски. Особыми событиями были поездки в Индию. Началось с "анекдота": были сделаны прививки, но в предотъездных ректорских заботах отец о них сразу же забыл. На следующий день он вернулся из Университета в ужасной лихорадке, бабушка внимательно посмотрела на растерянного сына и успокоила: "Саша, да у тебя же холера!" Последствия прививки исчезли через несколько часов. Его рассказы о сикхах и гуркхах, об удивившей и вызвавшей уважение веротерпимости - о путешествующих буддийских монахах, готовивших что-то в котелке в углу индуистского храма - создавали образ страны ярче, чем современные телепередачи. А привезённый миниатюрный белоснежный Тадж-Махал, фигурки из сандала, прекрасные сари органично дополняли рассказы. Лекцию в миссии Рамакришны он начал словами её основателя Вивекананды, и это был не просто ораторский приём... Во время второй длительной поездки он поднимается в Гималаи, знакомится с Тенцингом, впервые (вместе с Хилари) покорившим Эверест. Из Европы отец привозил виды городов, своей любимой Флоренции, пластинки, художественные альбомы. Открыв огромную балконную дверь на Марсово поле, в белую ночь, я могла без конца слушать "Аве Мария", по очереди в исполнении Мэрион Андерсон и Яши Хейфеца, и не могла решить, что прекраснее, а любая репродукция Модильяни до сих пор возвращает меня в дом моего детства. Вскоре после войны отец привёз из Риги альбом Н. К. Рериха, с незнакомыми тогда Тибетскими работами. Его покорили даже эти, такие еще несовершенные иллюстрации. Восторг от первой выставки в Русском музее переживаем вместе, но только позже, на Памире и Тибете, он увидит такое небо и такие горы, и будет радоваться узнаванию. Он встречается со Святославом Николаевичем и приглашает работать в Университет вернувшегося в Россию Юрия Николаевича - выдающегося востоковеда, лингвиста. Юрий Николаевич Рерих приезжает в Ленинград, готовит курс лекций. Но его возвращение - дело государственное, он получает квартиру и работу в Москве и быстро погибает от инфаркта, столкнувшись с научными и общественными советскими нравами. Отец жалел, что не имело продолжения и приглашение в университет Тимофеева-Ресовского. В столовой, часто
обедавший на бегу, отец делился с бабушкой и
мамой своими университетскими делами,
горечью и унижением депутатских приемов -
возможность помочь была минимальна. Здесь
же, за столом и по телефону, обсуждались
поездки в Москву - защита университетских
интересов, новое строительство. Заметила
первый раз и решила, что показалось, - нет, он,
действительно, с каждым отказом
возвращался все более поседевшим. Переезжали в Новосибирск по очереди. Сначала я - уехала поступать в физмат школу. К сентябрю приехали мама с братом - Даня шел в 1-ый класс. Первый год жили в коттедже-гостинице, среди казенной мебели. Отец приехал только в январе, отчитавшись в ЮНЕСКО после поездки в Индию. Привез слаломные лыжи, нам обоим - спортивную экипировку. К весне переехали в "свой" дом на краю леса, над оврагом. В первую же ночь на рассвете пришлось закрыть окна - так громко пели птицы. Белки с балкона забегали в кабинет. Библиотека оставалась в Ленинграде - в кабинете стояли отцовские книги, только необходимые и любимые, в гостиной - альбомы, журналы, пластинки. Чаще всего звучит шестая партита Баха. Она до сих пор как знак той краткой счастливой поры. Глену Гульду подпевает сверчок. Дом наполняется друзьями: старожилами Городка и старыми знакомцами по Ленинграду и Москве, и новыми, иногда радостно-неожиданными. Один из них, Игорь Андреевич Полетаев - "инженер Игорь Полетаев", начавший самую знаменитую дискуссию 60-х - о "физиках и лириках". Инженер и математик, он сам оказывается не только лириком, но и философом, живописцем. А в кабинете, уже не
столь безумно прокуренном, отец доказывал
теоремы, сформулированные ещё в Ленинграде,
рассказывал мне о "колпаках" -
поверхностях, ограничивающих область
решений дифференциальных уравнений,
радовался весёлому и точному названию и
тому, что дочка уже может оценить красивый
результат. Здесь же теория относительности
и геометрия соединились в новом
направлении, появились новые ученики, новый
Семинар, который, как всегда у отца,
становился не просто математическим
семинаром, но и "содружеством" - будь то
"хроногеометрия" или "геометрия
выпуклых поверхностей". Первый и единственный раз он приглашает домой секретаря райкома, даже неожиданно для мамы, когда Андрей Вознесенский, не имевший тогда официальной возможности выступать, читает стихи у нас дома. "Плач по двум нерожденным поэмам" - отец хочет, чтобы гость услышал это, он надеется его просветить, убедить и, может быть, получить разрешение на выступление А. А. в Доме Ученых. Увы, не вышло. "Оттепель" кончилась и по-прежнему нужно было работать с "теми начальниками, которые есть". Я видела, что отец -
человек действия, человек страстный,
сталкиваясь с несправедливостью, ложью, с
тем, что противоречило его убеждениям, не
мог оставаться в стороне. "Профессорская
идиллия" была не для него. Чтобы иметь
реальную возможность влиять на события,
помочь, - просто профессором, даже
академиком, быть мало; а любое - не по
должности - вмешательство в уклад
Академгородка чаще всего воспринималось
как оппозиция, как претензия на власть. Так
впоследствии и "расшифруют", еще при
Лаврентьеве. Он начинает курсы философских лекций - история математики, история науки, этика. Отдельные лекции он читал и раньше в Ленинграде. Ира Стрелина, студентка ленинградского физфака, с которой мы с отцом познакомились "на Скалах", рассказывала мне: "Философствующие студенты сбегались на эти лекции в Актовом зале со всех факультетов, стояли в дверях, свисали с балконов, так что стоять под ними было страшно. Потом до ночи бродили по Неве и грезили философскими вопросами бытия. А.Д. мы любили, называли просто "Ректор" (слово это редко звучало в те годы, многие впервые и услышали его в Университете - Д. М.) и всем было понятно, что это А. Д. Александров - великий математик и философ - и никогда потом не слышали от идущих за нами студентов, о любви и близости к следующим за А. Д. ректорам." Под впечатлением от отцовских лекций блестящий студент-математик Владимир Павленко "переменил жизнь" - ушел на философский факультет. И в Академгородке Большие физическая и химическая аудитории всегда были полны. Лекции - о творческой сущности человека, о свободе. "Экзистенциализм - философия ответственности" -надо представить себе это объявление в те годы, в центре Городка, на проспекте Ленина. Я была молода и полна других забот, но поразилась, и радость была смешана с испугом, как в детстве от его сказки. Само название лекции выражало суть его отношения и к бытию и к экзистенциализму. "Ответственность" - одно из "ключевых" слов отца. Но при этом Сартровой беспощадности он противопоставлял свою любимую сказку - "Сон Макара" Короленко. Сартра уважает - милующего любит. Так и в религиозной традиции не принимал он вечного осуждения: "Какая гадость - пугать людей!" - говорил он о Страшном суде, после которого осужденным уже не будет спасения. Не принимал он и однозначного, безусловного осуждения людей, столь характерного для истории и публицистики, всегда повторяя: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и вас судить будут". Мы прочтём с братом эту заповедь, уже помня её наизусть со слов отца. На одной из лекций, говоря о свободе, о всей многозначности понятия, он, начав со смысла физического, механического, переходил к мерности пространства свободы живых существ и, обозначая одномерность существования простейших, чертил на доске прямую, затем, одним движением руки, очень ровный круг - ограниченное пространство выбора животного - и: "Только человек сам расширяет пространство своей свободы" - порывистое, широкое движение плеча, разрывающее границы... Я это вижу до сих пор. Конечно, это предварялось и комментировалось энциклопедическим экскурсом в историю, этнологию, социологию, этологию, с редкостными примерами. После лекций - записки, вопросы, самые разные, например: "Вы цитируете Библию, а где ее можно прочитать?" Так дома появляются, поначалу для чтения хозяйской Библии, два студента-медика из самого Новосибирска и потом многие годы они приезжают, звонят с накопившимися вопросами - и философскими, и жизненными. И старые, приехавшие из Ленинграда, и новые друзья, приходят, - долго ли, коротко ли - живут. Началось с моих подружек по ФМШ - я вернулась в Ленинград, они остались друзьями дома. Я приехала погостить с маленьким сыном, а у нас "зимует" после первой тюрьмы Вадим Делоне, потом, когда он уже снова в лагере, живет его младший брат математик Миша. Дед Делоне надеется защитить внуков, отправить их подальше от Москвы. Живя, работая в Городке, чувствуешь напряженную сложность, и сравнение с военным городком иногда перестает быть шуткой: отцу, к сожалению, пришлось столкнуться с этим и на работе и даже просто в жизни. Но уставшему по-своему "бодаться с дубом" Сергею Павловичу Залыгину Городок, как заимка, и он привольно живет у нас, "передыхает", пишет. Перед исполнением 13 симфонии на стихи Евгения Евтушенко заезжает Дмитрий Дмитриевич Шостакович с Ириной Антоновной. Несколько раз и подолгу живет Витька-философ. Молодой человек занимается восточной философией всерьез и последователен в этом - нищ, бездомен и искренне считает, что забота о философах - обязанность остальных. Что никак не соответствует ни сибирским морозам, ни сибирским нравам. Но искренность и последовательность вызывают у отца почти уважение и, во всяком случае, интерес. А главное - с ним можно было пофилософствовать. Конечно, отец участвовал в философских семинарах в Институте и Университете, но не мог довольствоваться этим. Вместе с И.А. Полетаевым он организует независимый философский семинар. Он ездит в Ленинград, встречается с молодыми друзьями - философами, социологами, они любят его, ценят, но у них уже другие приоритеты и горизонты, то, что говорит он, кажется им несовременным... Одно время главным "собеседником" становится Кант. В восемь утра отец сбегает со 2-го этажа с победными ли, горестными ли возгласами - заварить кофе и поделиться написанным, прочитанным, выстраданным за бессонную ночь. Хорошо, что сын поднимает меня ещё раньше. В этот момент возражать, спорить с ним не только бессмысленно, но и опасно. А главное - бесчеловечно - такова глубина и искренность его переживаний. Но спустя время, подкрепив логику строжайшей аргументацией и запасясь терпением, можно было, если и не переубедить, то озадачить его, заставить принять и уважать мою позицию. Эта способность - остыв, серьёзно и непредвзято обсуждать острые вопросы, характеризовала отца и в самые последние годы жизни, характеризовала ничуть не меньше, чем его более запоминавшиеся порывы и вспышки. Наверное, тогда, с "категорического императива", начались разговоры и споры, пронизавшие впоследствии всё наше общение и ставшие очень существенной частью наших, уже "взрослых", отношений. Отец был убеждён в абсолютном значении Истины и абсолютной нравственной ценностью считал стремление к ней. Мне кажется, что его обращение к материализму было и поиском твердых, объективных основ для идеального. Он говорил о единой цели научного и религиозного поиска. Но научные, доказательные пути были для него очевидны, а иные - сомнительны. Он замечательно трактовал и постулаты материалистического мировидения: "Конечно, критерий истины есть практика. Вот и Христос говорил: по делам их узнаете их. " И, наверное, не случайно, к его полному удивлению, у него выросли православные дети. Отношение отца к религии было отношением ученого - естественника, требующего чистого и честного эксперимента. (Его не случайно так интересовали теория относительности и квантовая механика, где впервые был остро поставлен вопрос о достоверности результата.) Но мучили его вопросы, на которые не наука даёт ответы, отсюда и глубинная тяга к философии. Только интеллектуальная честность не давала права принять вненаучный ответ. Отец часто задавался богословскими вопросами: отчасти это было метафорическим изводом нравственных и философских размышлений, отчасти же, осмелюсь утверждать, теологией в буквальном смысле - разговор о Божестве он безусловно не считал беспредметным. И не только потому, что, не будучи "верующим атеистом", он отказывался принять на веру также отсутствие Бога. Не был он и равнодушным агностиком. Идея истины, связанная с ней идея нравственного начала и, наконец, идея деятельной любви к человеку, значили для отца слишком много. И то, как горячо он полемизировал с известными ему вероисповедными концепциями, было не отстраненной критикой из уст неверующего, но сражением за "свою" территорию, за подлинно священное, каким оно виделось и было любимо. Он не раз хотел поговорить с "толковым священником", но на предложения пригласить - познакомить неизменно отвечал: "Неудобно". Так же неудобно ему было пригласить профессора-медика, заранее предполагая, что его советы не пригодятся. Но в его рассказах о встрече с создателем крупнейшего Ашрама в Европе не было и тени иронии. Тот сказал ему: "Вы никогда не порывали с высшими силами". С годами атмосфера
"первостроителей" в Академгородке
меняется, особенно после кончины М.А.
Лаврентьева. Погостить я приезжала редко,
но всё чаще приезжал в Ленинград отец. Когда
по стечению обстоятельств была свободна
отдельная комната - жил у меня; а то звонил,
временами ежедневно, и до меня доносились
раскаты "боёв". Ему мстили, и самым
для него болезненным образом - заваливая
работы учеников. Необходимость
возвращения в Ленинград становилась все
более очевидной. Белки еще угощались на
письменном столе в кабинете, но окна
облюбовали летучие мыши - он и их привечал и
огорчился, когда я, прилетев навестить его,
не порадовалась вместе с ним. Тогда ли
замолчал сверчок? Это были тяжелые годы
нерастраченной энергии, нереализованных
возможностей, долгого ухода из семьи,
нового брака, бездомья. Он живет "на два
города", все чаще приезжая в Ленинград.
Начинает читать курс "Истории математики"
в институте Герцена. В 1977 году отец прилетел в очередной раз в Ленинград уже больным - на прогулке, в тайге, он не сразу заметил клеща. Несколько дней без диагноза в очень тяжелом состоянии. Нетипичное течение болезни - слишком сильный организм (головную боль он всегда считал "дамскими штучками"). Из энцефалита он выйдет с парезами, нарушением формулы сна, с нарастающей общей усталостью. Но его еще долго не будут пускать Домой. И не только Обком. В Университете, на матмехе - ревнуют, боятся "живой легенды", бесстыдно отказывают: "Плохо читает лекции". Занимающий высокий пост в Академии Наук боится, что А. Д. станет претендовать на его место... Возвращаться без работы - нелепо. В эти годы мы трижды вместе провели лето в горах. Он много общался с внуком - очень любимые отцом экскурсы в историю были у него на грани науки и увлечения искусством. С одной стороны, он читал, например, курс истории этики, с другой - любовался романтическими образами Средних веков, увиденных по-вальтерскоттовски и по-гумилевски. В юности отец сочинял роман из эпохи Ричарда Львиное Сердце. Явно не без его влияния мой сын Михаил превратился из увлеченного готикой подростка в серьезного, состоявшегося историка. В беседах с внуком для отца была особая прелесть, он мог с увлечением делиться тем, что было ему внутренне дорого, но казалось "несерьезным": рассказывать, например, о проекте идеальной конституции, написанной некогда в стол. После целого дня рассуждений о монархизме отец, по просьбе внука, ночью, в киргизском ущелье, разучивал с ним "Боже, царя храни", подшучивая над собой и комизмом ситуации. Позднее, в середине и конце девяностых, уже внук с жаром рассказывал деду о феодальных вольностях, о социальной репрезентации: это были серьезные отражения прежних легких разговоров. Дед узнавал старые темы, то радовался, то недоумевал, а иногда кипятился (когда, например, Михаил осмеливался сравнивать "слишком субъективную" геральдику с геометрией - попытка экспортировать математическую логику в гуманитарные сферы, была отцу не близка). В день 63-летия, в Домбае, отец рано утром ушел один в горы и только к ночи вернулся, утешив нас, напуганных, рассказом о проведенном дне. Он специально выбрал безлюдный маршрут, поднялся на перевал и... увидел там металлическую кровать с сеткой и шарами. Оценив молодецкую шутку, он возлег на неё, задрав бороду к небу. Эта картина и предстала перед молодой альпинистской парой, отправившейся через перевал к Черному морю. Он долго веселился, разыгрывая их. 70-летний юбилей, уже после энцефалита, отец решится отметить настоящим восхождением. Он списался с давним товарищем по горам Константином Толстовым - профессором из Дубны. Мы выбрали альплагерь в Ала-Арчинскм ущелье на Тянь-Шане, всего километрах в тридцати от Фрунзе: я настаивала на том, чтобы цивилизация, медицина были достижимы. Отца принимала Академия наук Киргизии - там были знакомые математики, один из них - президент КАН. В альплагере мужчины: отец, Толстов и пятнадцатилетний Миша сразу начали ежедневные прогулки - тренировки. Но, несмотря на письмо из Федерации альпинизма, администрация лагеря отказала им в выходе на маршрут. В это время там тренировалась группа мастеров, один из которых только что вернулся из экспедиции на Эверест. Решимость отца вызывала у них уважение и энтузиазм, они предложили руководству пойти вместе с "дедами" и, "если что", просто донести их на руках. Разрешения не было. К середине срока потребовали справки из Физкультурного диспансера во Фрунзе - это было не просто издевательством, но и реальной помехой - потеря высоты, нарушение акклиматизации. Наконец, стало ясно, что ждать бессмысленно, и они решили выйти в день восхождения большой группы молодых альпинистов, надеясь, что просто преградить им дорогу не посмеют. До ночёвки шли вместе, Мишка нёс дедовский рюкзак и на стоянке был "вознаграждён" блинчиками с первого же встреченного примуса. Мы с ним вернулись ждать почти двое суток... Вышли навстречу - они возвращались с победой! Они так и шли на вершину вдвоём. Особенно тяжёлыми были подходы - очень крупный камнепад. А "перестраховщики" не только не предложили помощи, но и не страховали. До последних дней продолжались горные прогулки, небольшие восхождения. Я с завистью слушала рассказы о встреченных сурках, потревоженных орлах и мужских беседах, и о том, что за это время и Миша вместе с ними, по мнению Толстова, "сделал 1б" - первое квалификационное восхождение. А я, оставаясь с женой Толстова в лагере, гуляла по сказочной красоты старым осыпям, заросшим цветными лишайниками, и меня не покидала тоска расставания, я была уверена, что прощаюсь с горами. Отец до последнего своего лета верил, что вернётся... Наконец, в 1986 году, он зачислен в ЛОМИ им. В.А. Стеклова, возвращается после 22 лет, переезжает в новую семью, ждет квартиру. Но уже поздно... Начнётся "перестройка"
и он будет выступать в Актовом зале
университета на первом благотворительном
вечере в пользу Мемориала и на стадионе - по
поводу Тбилисских событий, но уже не
прочтёт своего неповторимого курса лекций.
Дыхание короче. Он войдёт в общественный совет Мемориала, по его с О. А. Ладыженской опубликованному письму власти вернут "репрессированный" в 1946 году журнал "Ленинград". Он станет одним из организаторов "Ленинградской трибуны", инициатором письма ученых и писателей Горбачёву по поводу событий в Степанакерте. Для обсуждения проблемы его пригласили в Москву, но беседа не с Горбачевым, а с В. А. Медведевым ни результатов, ни удовлетворения не принесла. Позже он вернётся из Москвы со встречи Горбачева с интеллигенцией воодушевленный и полный идей, но сил на вхождение в большую политику уже не будет. Мы перезваниваемся в утро путча 19 августа, оба с невысказанным ужасом от того, что может возвратиться, поддерживаем друг друга. Позже мы узнаем, что брат, случайно оказавшийся в Москве, двое суток стоял в оцеплении, и отец с гордостью будет рассказывать об этом. Отцовские математические результаты в это время находят все больший резонанс за рубежом, готовится собрание его сочинений на английском языке, выходит первый том, выходят учебники, не забыты новым правительством и увенчаны орденом его усилия в защиту генетики... Но распад страны, удручающее положение, в котором оказались наука и образование, воспринимаются им как личное несчастье. В брежневские времена он говаривал, что главный советский принцип - "let them die" - "чтоб они все сдохли" (о народе). Новая власть унаследует у советского строя именно то, что отец более всего в нём не переносил - циничное отношение к отдельному человеку. И в этом контексте провозглашенная ориентация на "права человека" будет им воспринята как ложь и лицемерие. Он будет искать единомышленников, заинтересуется Радикальной партией - импонирует апелляция к Ганди. Он напишет статью против смертной казни в "Московские новости", её напечатают без самой существенной и жесткой формулировки, а он и при советской власти и с иностранными журналистами всегда боролся за авторизованный текст. Пока он еще мог сам выходить из дома, и не был ограничен круг общения, идеи излагались устно, полемическое неистовство разряжалось в спорах. Но потом последствия энцефалита, по типу болезни Паркинсона, и домашние обстоятельства лишили его свободы перемещения, информации, общения... Ещё в 93 году он в стихотворную форму, в английский язык "спрячет" то, о чём было страшно думать, но просилось выговориться:
Его с радостью "кооптирует"
коммунистическая оппозиция. Он нужен и для
моральной поддержки и как "имя". Он
откажется вступить в КПРФ, но и партбилета
не сдаст, оставаясь верен идеалам юности,
скорее даже - мечтам... Пытаясь отвлечь его от вынужденного бездействия, мрачных мыслей, я прошу его начать воспоминания, но тщетно - это кажется ему несерьёзным и несвоевременным. Еще в 90-м году, когда он практически потерял зрение, впервые встал вопрос о домашнем секретаре - так много было нереализованных идей... В Федоровском Центре ему была сделана удачная операция, и по телефону из Москвы он с радостью описывал красоту горящего на кухне газа. Но отдаленных результатов узнать нам было не дано: не выждав положенный срок, по дороге в Италию, в аэропорту он не сдержался, подхватил тяжелый чемодан... Покаялся мне только через год. Проявить слабость, зависеть от других - для него было совершенно невозможно. Так, в новосибирском Академгородке, оказавшись один - между двумя браками, с тяжелой слаломной травмой, он на костылях путешествовал между кабинетом и кухней - столовой по двум этажам коттеджа, отвергая чью-либо помощь. И только Витя Шевтута, раньше бывший его шофером, по-мужски "посылал" его и наводил порядок, помогал во всем. И это мужское, открытое поведение отец принимал, как принимают помощь в горах. (В июле 1999-го Виктор Николаевич будет добираться на перекладных, под конец уже без билета, но успеет на похороны). Просьба найти секретаря возникала снова и снова, но домашние обстоятельства не благоприятствовали, лишь когда он уже не мог один выйти из дома, а желание написать о Владимире Александровиче Фоке стало непреодолимым, в доме появилась моя коллега, кандидат физико-математических наук Елена Дмитриевна Андреева, учившаяся в пору его ректорства. Два раза в неделю, на два часа - иногда и это для него было тяжело - Е. Д. приходила к отцу. Она смогла не просто записывать и обрабатывать то, что отец диктовал или рассказывал ей, но, следуя его настроению, состоянию, вступала в диалог, отвлекала новостями, радовала приветами от давних знакомых и незнакомых. По ее совету приехал в гости к отцу сын Полетаева... Она расширяла пространство его свободы, и это было самоценно. Статья о Фоке была написана и он, наконец-то, сдался на мои уговоры и наводящие, увлекающие вопросы Е. Д. - начал воспоминания. Он-то надеялся, что время еще есть: он продиктовал стихи друга юности, свои - не успел. Из нескольких написанных им сказок - философских и детских, в стихах, - пока найдена только одна. При его феноменальной памяти он восстановил бы и эти тексты и многое и о многих бы рассказал... Этим летом - летом подготовки посвященного отцу сборника воспоминаний - мы смотрим, как его годовалый правнук бежит по корням и шишкам, падает, встаёт, пытается залезть повыше и достигает цели - и вспоминаем отца. Он так ждал его! |
||
|
||
|