Интернет-Справочник. Архив новостей города Москвы. 2001 год.
|
|
Московские риэлтерские фирмы пережили небывалый взлет в 1995-1997 годах, когда на рынке появлялось огромное количество приватизированных квартир, и падение -- в 1998 году, когда московские квартиры ежедневно падали в цене, но покупатели так и не находились. Сейчас рынок внешне стабилен. Однако все без исключения риэлтеры понимают, что работать по старинке уже нельзя. Им предстоит сделать выбор -- объединяться или ждать прихода западных компаний, под крылом у которых они получат шанс возродить бизнес. Важным следствием организации нормального рынка земли, особенно в случае благоприятного развития событий, может стать приход в Россию крупных иностранных риэлтерских компаний. По убеждению главы компании МЦБН Константина Попова, это вопрос времени. По его мнению, наиболее вероятной схемой работы новых иностранных риэлтеров на российском рынке будет франчайзинг. В качестве арендаторов торговой марки выступят уже существующие российские компании. Если эти прогнозы сбудутся, через несколько лет количество риэлтеров на московском рынке может существенно сократиться. Шесть-семь наиболее крупных российских риэлтеров останутся, арендаторов торговой марки иностранных риэлтеров (или иным способом ассоциированных с ними компаний) станет больше, а ряд мелких и средних российских риэлтеров, по всей видимости, будут вынуждены покинуть сцену или объединиться в более крупные компании. Пока же слияние компаний, столь обычное для зарубежных рынков, для России является скорее исключением. В результате корпоративная структура российских риэлтерских компаний существенно отличается от структуры западных. Московские риэлтерские компании, которые принято считать западными, на самом деле (за одним исключением -- Jones Lang LaSalle) являются арендаторами торговой марки западных компаний или их представительствами. При этом и московские отделения, и представительства международных компаний отличаются от отделений в других странах. Поскольку на большую часть риэлтерских услуг в Москве нет спроса или спрос составляет три-четыре услуги в год, что недостаточно для того, чтобы предоставление данной услуги было выгодным для риэлтера, число подразделений и число сотрудников гораздо меньше. |
|||
|
||||
|